13
апр
2016

Вид на жительство (1972)

Формат: DVDRip, AVI, XviD, AC3
Режиссер: Омар Гвасалия, Александр Стефанович
Жанр: драма
Продолжительность: 01:23:23
Год выпуска: 1972

В ролях: Альберт Филозов, Виктория Фёдорова, Леонид Оболенский, Инна Сергеева, Леонид Недович, Владимир Сапожнин, Адольф Ильин, Надежда Волк-Леонович, В. Зайцев (III), Антс Эскола, В. Горденев, Михаил Садкович

Описание: Молодой талантливый врач Ростислав Савельев, считающий, что его недостаточно ценят на родине, воспользовавшись туристической поездкой, остается в одной из европейских стран. Но не найдя работы по специальности, он вынужден согласиться на предложение из школы диверсантов...

Рейтинг и доп. информация:


Видео: 720x336 (2.14:1), 25 fps, XviD build 65 ~2290 kbps avg, 0.38 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192.00 kbps avg

Светлой памяти Альберта Леонидовича Филозова посвящается...
Интересные факты
* Действие фильма помечено 1972 годом — 4 июня того года из Ленинграда в Вену был выслан Иосиф Бродский.
* Герой Филозова читает Старому князю — Оболенскому — стихотворение Пушкина «Из Пиндемонти».
* Герой звонит матери — в Колпино.
* Сцена визита героев Филозова и Виктории Фёдоровой на приём к «русской бабушке» (Н. Волк-Леонович) — могла послужить явным источником вдохновения для фильма Коста-Гавраса Свет женщины / «Clair de femme», 1979, — когда Роми Шнайдер и Ив Монтан оказываются на колоритной вечеринке у Лилии Кедровой.
Несомненным источником вдохновения авторам «Вида на жительство» служила образность «Сладкой жизни» / «Lа dolce vita» Феллини.
* Феллиниевскому «стриптизу» из «Сладкой жизни» в советском фильме корреспондирует разнузданный танец двух женщин в трико телесного цвета (общий генезис поэтики обеих сцен восходит, по-видимому, к Мейерхольду, спектаклям «Д. Е.», 1924, «Список благодеяний», 1931).
* Бородатый мужчина за столиком в кафе, про которого Хилари говорит, что «он переплыл океан на резиновой лодке» — аллюзия на Алена Бомбара.
* Действие происходит в «абстрактной капиталистической стране» — «собирательный образ» дал Восточный Берлин, где проходили съёмки.
Альберт Филозов вспоминал:
«Ассистент режиссёра картины „Вид на жительство“ ходила по театрам, искала актёра „с ненадёжной внешностью“ и увидела в фойе мой портрет, разыскала, пригласила на пробы. Я думал, что, как обычно, дело дальше фотопроб не пойдёт, но прямо с порога режиссёры переглянулись и в один голос произнесли: „Этот может“. Оказалось, что мой персонаж — советский учёный, который едет за рубеж по туристической путёвке и там остается. Так меня сразу утвердили на роль. (…) Самое удивительное, что чуть ли не все, кто делал эту картину, уехали из страны. А я до сих пор здесь и уезжать никуда не собираюсь» .
* Уехали: Виктория Фёдорова (в Америку) и Инна Сергеева (в Германию), Юрий Сокол (в Австралию) и Александр Шлепянов (в Англию), Александр Стефанович (во Францию), гражданином другого государства стал Омари Гвасалия, в шаге от эмиграции всегда был Анатолий Брусиловский… Остались верны Родине: С. В. Михалков, Л. Л. Оболенский, А. Л. Филозов
Из книги «3500 кинорецензий» Сергея Кудрявцева
Разоблачать «печальный рай», в котором навеки выпало пребывать советским эмигрантам за рубежом, могли в прежние времена только те авторы, которые как-то были связаны с органами КГБ или хотя бы неоднократно выезжали за пределы СССР, то есть опять же являлись «проверенными товарищами». Поэтому в титрах нескольких картин на рубеже 60—70-х годов, так или иначе затрагивающих международную тему, можно было обнаружить фамилии сценаристов Александра Шлепянова, Владимира Владимирова (он же — режиссёр Владимир Вайншток) и «детского классика» Сергея Михалкова, который ещё в 1948 году сочинил пьесу «У них есть Родина»: она была экранизирована и получила Сталинскую премию, впрочем, лишь II степени. Но если, например, «Мёртвый сезон», который придумали Шлепянов и Владимиров, нередко показывается сейчас по телевидению, и фильм действительно любим многими (как и ряд иных кинопроизведений о разведчиках), то ничтожно мал шанс пересмотреть, например, «Вид на жительство». А было бы на самом деле интересно взглянуть с современной точки зрения на, безусловно, тенденциозно-декларативную, но в чём-то и искренне заблуждающуюся киноработу.

Молодой талантливый врач Ростислав Савельев, который считает, что его недостаточно ценят на родине, а он вполне мог бы рассчитывать на большой успех за границей, воспользовавшись туристической поездкой, остаётся в одной из европейских стран (скорее всего, подразумевается ФРГ). Но не найдя работы по специальности, вынужден согласиться на предложение, поступившее из школы диверсантов. Шпионский стереотип срабатывает и здесь — невозвращенец не может не быть причастным к деятельности вражеских спецслужб. Однако предшествующая драматическая история разочарования бывшего советского человека в своих иллюзиях относительно способности легко вписаться в западную цивилизацию, в принципе, поведана как бы приближенно к реальности (видимо, сказалось то, что режиссёры Омари Гвасалия и Александр Стефанович, несмотря на молодость, уже получили известность как документалисты).

Любопытно и то, что признанный оператор Юрий Сокол, который неожиданно проявил себя не в образно-символической, как прежде, а именно в строгой чёрно-белой изобразительной стилистике, вскоре покинул СССР, так же, как и актриса Виктория Фёдорова. Получается, что неудачный опыт героя «Вида на жительства» их ничуть не предостерёг. Но в своей жизни на Западе оба вполне смогли в дальнейшем реализоваться в творческой сфере. Повезло или же всё-таки их менталитет в большей степени оказался приспособляемым не к нашей действительности? А данная лента, в которой они участвовали ещё в СССР, может, и не врала в конкретном случае, потому что тот неуверенный персонаж, который предстал в мастерском исполнении Альберта Филозова, не был готов к существованию вне привычного мира.

1997

Видео / Советское кино / Драмы
СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНО  [1.5 GB]