02
июл
2010

Сожженные крылья. Предать конструктора (2007)

Перевод: Не требуется, cубтитры: отсутствуют
Формат: TVRip, AVI, XviD, MP3
Страна: Россия
Режиссер: Михаил Михеев
Жанр: Биографии, личности
Продолжительность: 00:44:21
Год выпуска: 2007
В ролях: В фильме принимали участие:Михаил Симонов-генеральный конструктор ОКБ им. Сухого, Александр Маскалик-в 1960-1990гг главный конструктор по гидроаэродинамике ЦКБ по СПК, Дмитрий Синицын-ведущий конструктор по аэрогидродинамике, Татьяна Алексеева-дочь Ростислава Алексеева, Семён Айзен-в 1967-1969 гг. ведущий инженер-эксперементатор и другие сотрудники знаменитого "Алексеевского ЦКБ"
Описание: Документальный фильм "Сожженные крылья. Предать конструктора" посвящен конструктору Ростиславу Алексееву, заслуги которого велики, но имя его известно лишь узкому кругу специалистов. Именно он, впервые в мире, создал скоростные пассажирские суда на подводных крыльях, уникальную машину - экраноплан. Никто в мире до Алексеева большие экранопланы не строил, конкурентов не было, но не было и опыта. Если на космос и Королева работала вся страна, на Туполева - несколько мощных авиационных заводов, то Алексееву все приходилось пробивать самому. Ему была нужна помощь двух отраслей - судостроительной и авиационной, нужны были специальные сплавы, двигатели. Имя выдающегося конструктора России Ростислава Алексеева, стоит в одном ряду с именами Королева и Туполева, но судьба этого яркого человека, как и судьба его идей, драматична. Даже через четверть века после его смерти о нем знают лишь специалисты.

В конце 60-х в штаб-квартире ЦРУ случился переполох - спутник-шпион сделал над СССР сенсационные фотографии. Огромная машина, внешне похожая на самолет, неслась над Каспием со скоростью 500 км в час. "Каспийский монстр" - окрестила ее западная пресса. Это был экраноплан - сверхсекретная разработка Советского Союза, созданная конструктором Ростиславом Алексеевым, человеком, сумевшим дважды за свою жизнь совершить революцию в мировом судостроении. Заслуги Алексеева перед страной ставят его в один ряд с Туполевым и Королевым. А имя его сегодня известно лишь специалистам. Алексеев впервые в мире создал скоростные пассажирские суда на подводных крыльях. Его знаменитая "Ракета" когда-то поразила своей скоростью самого Хрущева. Но этого Алексееву было мало. Он хотел дать кораблям скорость самолета. "Авантюрист! - твердили начальники - Учите законы физики!". А он в ответ придумал фантастическую машину экраноплан, выдернул судно из воды, дал ему небывалую прежде скорость. Даже само слово "экраноплан", ставшее сегодня международным, тоже придумал Алексеев. Ему, единственному, удалось приручить печально известный всем авиаторам "экранный эффект". Новые машины Алексеева имели уникальные возможности и для решения задач обороны страны, и для мирной жизни. Но жизнь конструктора была полна драматизма. А финал ее и вовсе был трагичен: Алексеева сломили травля и интриги, а дело государственной важности оказалось загубленным в министерских распрях. Ростислав Алексеев дал России в области экранопланостроения приоритет на 50 лет. Но сегодня, когда секреты "машин Алексеева" пытаются разгадать конструкторы и инженеры многих стран, в России экранопланы никому не нужны. В фильме использована уникальная и до недавнего времени секретная хроника испытаний экранопланов, богатый личный архив семьи Алексеева. О великом конструкторе и его "летающих кораблях" рассказывают его дочь, друзья, сотрудники знаменитого "Алексеевского ЦКБ".

Рейтинг на IMDB: отсутствует
Видео: 720x424 (1.70:1), 25 fps, XviD MPEG-4 ~1482 kbps avg, 0.19 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, MPEG Layer 3, 2 ch, ~128.00 kbps avg
Доп. информация: В 60-е годы прошлого века, в библиотеке конгресса США, в портретной галерее выдающихся деятелей мира, внесших в XX столетии наибольший вклад в развитие человечества, был помещен портрет нижегородца Ростислава Евгеньевича Алексеева. Столь высокой чести он был удостоен за практическое решение сложнейшей инженерной задачи: создание судов на подводных крыльях (СПК). Тем самым в реальной работоспособной рациональной и надежной конструкции была реализована идея, ждавшая более 40 лет своего практического воплощения. При этом функциональное в судах на подводных крыльях, созданных Алексеевым, прекрасно сочетается с эстетическим. Все они имеют совершенные гидро — и аэродинамические формы, выверенные пропорции и продуманный дизайн, отражающие уже во внешнем облике стремительность, являющую собой то главное, что отличает СПК от существовавших ранее водоизмещающих судов: скорость.
Первая «Ракета» и ее создатели

1957 год. Гости шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов с восторгом и горячим одобрением совершают по Москва-реке прогулки на первом в мире СПК «Ракета». Начиная с этого времени массовые печатные издания всего мира не один раз, практически ежегодно, в течение нескольких лет отмечали воплощение в металле плодов творческой мысли коллектива Центрального конструкторского бюро (ЦКБ по СПК), возглавляемого его основателем, инженером Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. ЦКБ жило тогда воплощением в жизнь формулы: «В год — пароход» (так в шутку называли свои творения сотрудники ЦКБ по СПК). Руководимый Алексеевым коллектив впервые в мире поставил судно на подводные крылья и создал гамму судов на подводных крыльях, выпускавшихся серийно.

В середине 1973 года в журнале «Aviation Week & Spase Tekhnology» появилась статья: «Monster of Caspean Sea» («Чудовище Каспийского моря»). В статье этой содержалось сообщение о некоем аппарате необычной формы, пролетавшем иногда над Каспийским морем. Приводились некоторые предположительные технические характеристики аппарата, высказывались соображения о назначении этого аппарата и насыщении его различного рода оборудованием и вооружением, соответствующим предполагаемому применению. Было также приведено изображение этого аппарата, умышленно искаженное (специалисты определят: снимок сделан из космоса; искажение проведено, чтобы не выдать подлинный источник и истинное содержание полученной информации).

В статье содержалось также предположение, что аппарат этот создан на заводе «Красное Сормово» и автор проекта — известный конструктор судов на подводных крыльях Алексеев.

И вот лишь в 1991 году версия эта впервые получила официальное подтверждение в открытой печати опубликованием в журнале № 1 «Судостроение» статьи В. В. Соколова «Новое поколение крылатых судов». Статья сопровождена фотографиями и схемами судов на воздушной подушке, статической и динамической, которыми занималось ЦКБ по СПК. В их числе фотография экраноплана проекта 904 «Орленок», использующего для полета динамическую воздушную подушку. Начиная с этой статьи, по многим журналам и газетам мира прошел настоящий бум публикаций о технике, которую почти пятнадцатью годами ранее представили миру американцы под названием «Каспийский монстр». Оказалось, что подлинным названием этого необычного аппарата было экраноплан. И автором его действительно был судостроитель Алексеев. И это было уже не судно, а летательный аппарат, но аппарат особый, являвший собой конструктивно и функционально симбиоз судна и самолета. При его движении используются физические законы вначале — гидро-, а затем — аэродинамики, благодаря чему этот аппарат обретает новые качества, которых не имеют в отдельности ни водоизмещающие суда, ни самолеты.

Итак, снова судно, но судно особого рода. Снова крылья, но используемые в совершенно иной среде.

За прошедшие 25 лет многое поведано миру о технической стороне вопроса, необходимости и выгодности применения экранопланов в определенных целях и ситуациях. Достаточно много при этом переврано авторами публикаций в силу их неумения (чаще неспособности, в связи с плохим знанием физики вопроса) понять суть явлений, происходящих при движении аппаратов вблизи поверхности («на экране»), и непохвального поспешения с подачей информации о необычной технике. И, в то же время, недосказано многое относительно сопутствующих технических проблем, касающихся «весовой отдачи», используемых материалов, нерационального (по экономичности) вынужденного приспособления к работе в нерасчетных условиях авиационных двигателей, оборудования и т. п.. Но все это — ничто по сравнению с тем, каким на фоне «железа» (так называют на техническом жаргоне изделие, реализованное в металле) все чаще представляют автора принятых наиоригинальнейших инженерных решений и необычных реализованных конструкций.

В статьях работников ЦКБ, настоящих и бывших, имя Алексеева упоминается все реже, вскользь, мимоходом. Не забывают, правда, сказать «ЦКБ по СПК имени Алексеева». Однако все чаще почему-то забывают (стесняются?) подчеркнуть, что подлинным автором почти всех созданных экранопланов был Он, Ростислав Евгеньевич Алексеев. Только «Лунь» и «Стриж» создавались без его физического участия, но во исполнение его, Алексеева, идей и замыслов. Все остальное было спроектировано (или даже построено в первом варианте) при его непосредственном участии, под его руководством. Строго говоря, упоминание о строительстве экранопланов в СССР прошло в некоторых печатных изданиях и ранее. Так, в журнале «Крылья Родины» в 1990 году приводились два интервью с М. П. Симоновым, генеральным конструктором ОКБ им П. О. Сухого.

В № 6, в частности, сказано: «… получили предложение от Сингапура о создании совместной компании для постройки экранопланов. СССР имеет хороший задел по разработке таких машин». В № 12 этого журнала сказано несколько больше: «… перспективно деловое сотрудничество с ЦКБ по СПК в г. Горьком, где главным конструктором В. В. Соколов. На этом предприятии делают необычные суда — экранопланы или экранолеты, представляющие собой почти настоящие самолеты». «Сейчас уже существуют суда этого типа весом от 140 до 400 тонн. На вид это самый настоящий корабль. » И далее — намерения ОКБ «Сухой» в отношении «облагораживания» этих необычных летающих судов. Но почему-то ни слова об Алексееве и как основателе ЦКБ по СПК, и как о подлинном создателе этих экранопланов. Появились даже публикации, в которых создание экранопланов, способных летать вне экрана, называют ошибкой Алексеева. Что это? Причуды памяти или чья-то боязнь недополучить кусочек ореола славы первопроходца на новом направлении?
* * *

Время стирает из памяти многое. На мою долю выпало счастье на протяжении нескольких лет в разное время работать рядом с этим замечательным человеком, вначале представителем Заказчика, а затем сотрудником в созданном им ЦКБ. И я посчитал своим долгом перед памятью этого выдающегося русского инженера сообщить все то, что еще помнится с достаточной достоверностью. О самом Алексееве и стиле его работы, об условиях и времени, в которых он работал, о фоне, на котором он творил, обо всем том, что, как мне кажется, позволит судить о нем с позиции фактов и нюансов, на сегодня многим неизвестных, или не до конца осознанных и понятых. Предлагаемый материал — попытка нарисовать словесный портрет Великого творца. Дать разностороннюю (по возможности) характеристику этому незаурядному инженеру и его деятельности на основе информации, полученной и при непосредственном общении с ним самим, и из бесед с его сотрудниками, и из наблюдений за стилем работы как самого Алексеева, так и созданного им коллектива. Конечно же, я не смог осветить все стороны деятельности и увлечений этой потрясающей личности, которую представлял собой Ростислав Евгеньевич Алексеев. Ничего не сказано мною о разнообразных спортивных увлечениях этого многогранного таланта. Также ничего не сказано о его художественных способностях и пристрастиях. Пусть об этом поведают миру другие, кому довелось непосредственно встретить и оценить Алексеева в этих ипостасях. Я же ограничусь описанием его инженерной, конструкторской, организаторской деятельности в той мере и степени, в которой мне довелось увидеть, ощутить, понять из собственных наблюдений и из рассказов его соратников, учеников, сотрудников. Естественно, как любой человек, я не мог не быть в чем-то пристрастен, чему-то придать акценты, исходя из своего видения и понимания, а также своих оценок происходившего, хотя и старался быть как можно более объективным.